Как преодолеть реакцию «нет»

Мир малыша – это паззл, который можно собирать до бесконечности. Каждый кусочек – это интерес, умение, освоенная игра, сделанный шажок. И, как и любой паззл, собирать его удобно, присоединяя фрагменты к уже имеющейся картинке. Как же находить в огромном наборе кусочков  «свои»? Как преодолеть поспешное «нет»?

Найти себе занятие ребенок может в трех основных «коллекциях»: домашняя коробочка, бережно хранимая и пополняемая родителями, наборы покупные, представленные на разных секциях и кружках, и среди ассортимента, предоставляемого школой.

Домашнее свободное время

Почему «нет»:

Новое занятие – это  всегда зона неопределенности. И оно может пугать, казаться неприятным или скучным. А значит – абсолютно нежелательным. Ну и, конечно, ребенок вряд ли может захотеть сам то, что еще себе не представляет. Еще одна причина реакции «не хочу» — проверка реакции взрослого, своего рода маленький детский эксперимент.

Что делать:

Освоение нового всегда важно основывать на принципе преемственности и постепенного усложнения. Причем отсылки могут быть не только к реальному опыту малыша, но и к историям его любимых героев и персонажей. Например, «Лунтик любил знакомиться – почему бы и тебе не познакомиться на площадке и не поиграть вместе?». Имейте всегда план «Б» — не стоит заставлять ребенка, если он активно сопротивляется. Лучше через некоторое время попробовать предложить это занятие ему снова – с другой стороны, в другой форме. Наиболее характерный пример  — это обучение чтению. Если учить буквы ради самих букв – это скучно и тоскливо. И вообще зачем читать, если это может сделать мама. А вот придумать сказку про букву «В», присвоить букве свой цвет, дорисовать алфавит до какого-то невиданного животного или построить башню из кубиков с буквами – все это формы, направленные на одно и то же занятие. Ключевая задача – чтобы ребенку стало интересно. Чтобы освоение нового не превращалось в рутину и «обязаловку», а давало возможность играть, творить и замечать свои успехи. Ведь интерес зависит от того, получается или нет.

Кружки

Почему «нет»:

Сопротивление по поводу кружков, — распространенная история. Обычно опасения ребенка связаны с недостатком информации о самом занятии и месте, куда придется ездить. И, конечно, если это групповые занятия, то возникают опасения и по поводу коллектива: а вдруг не смогу найти общий язык с ними? А вдруг я буду хуже, чем остальные?

Что делать:

Выбирая новый кружок, делайте это совместно с ребятенком. Или, как минимум, давайте выбор из альтернатив, иначе у чада может создаться ощущение навязывания и, как следствие, вы получите сопротивление еще до первого посещения. Расскажите подробнее о том направлении, которое вы предлагаете ребенку. Здорово, если что-то вы уже пробовали делать дома (например до кружка по шахматам играли в шашки, или до посещения конструирования собирали «Лего»). Опирайтесь на тот опыт, который уже есть у ребенка, приводите знакомые аналогии и примеры. Можно вместе зайти на сайт секции и посмотреть фотографии оттуда. А еще лучше – вместе устроить прогулку мимо места, куда вы планируете начать ездить регулярно. Знакомая дорога, особенно если вы еще и интересной ее сделаете, — уже залог успеха. Практически в любом образовательном центре есть дни открытых дверей и пробные занятия, где происходят знакомства с педагогами, а иногда и с группой. Воспользуйтесь этой возможностью – для малыша это шанс пообвыкнуться и комфортнее себя чувствовать в следующий раз, когда он уже придет заниматься. Но прийти – это далеко не все. Чтобы поддерживать интерес ребенка, интересуйтесь и сами, что запомнилось, что было самым ярким, чему и вы можете поучиться. И не скупитесь на похвалу ребенка, особенно когда на первых порах не сразу может что-то на кружке получиться.

Школа

Почему «нет»:

В норме ребенок хочет идти в школу. И хочет учиться. И отказы, которые могут встречаться, не означают, что ребенок ленится и ничего не хочет. Чаще всего они являются сигналом того, что или слишком высокая нагрузка, или в общении с одноклассниками или учителем что-то не складывается.

Что делать:

В первом случае стоит помогать юному школьнику распределять свои силы, во втором – начать с беседы с классным руководителем и предпринимать меры по развитию навыков общения. В целом, задача младшей школы – пробудить и сформировать интерес к процессу обучения, попробовать себя в разных областях. Поэтому первоочередно – не требуйте высоких результатов. Помогайте замечать успехи. Помните, интересно зачастую бывает то, что получается. И наоборот.

Помните, что зачастую не так важны фактические успехи, сколько открытость юного исследователя этого мира экспериментировать и открывать для себя новые области. Так как именно за счет разнообразного опыта формируются склонности и – в отдаленной перспективе – профессиональные предпочтения. Ну и, конечно, возьмите на вооружение два несложных приема, которые работают в любой ситуации обучения и экспериментирования с новыми возможностями. Первый основан на эффекте подражания: малышу интересно делать как взрослый и вместе с взрослым. Мама или папа рядом, занимающиеся тем же делом, всегда оказывают эффект успокоительный и резко повышают интерес ребенка к делу. Второй  — это обучение наоборот. Пусть сын или дочка учат вас тому, чему сами только что научились, назначайте их главными по определенному делу. Хранитель книги, мастер плавания, великий эрудит – доказано, что назначенный экспертом ребенок намного лучше преуспевает в выбранной области вне зависимости от реальных способностей. Ведь мотивация в этом случае сильно выше!

Автор — Елена Романова

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии