Как развить уверенность в себе у ребенка?

Ты должен быть уверенным в себе!
Тебе нужно говорить увереннее!
Ты должна уверенно себя вести!
Мне не хватает уверенности…

Знакомые слова, не правда ли? От учителей, от родителей, от друзей, из интернета мы регулярно слышим об уверенности как краеугольном камне успешности.

Так ли это и можно ли развить уверенность в себе? Давайте разберёмся.

Чем выше уверенность в себе, тем больше всего человек готов пробовать, потому что базово верит в то, что у него все получится. Чем больше уверенность, тем больше вероятность проявить инициативу, высказать и отстоять смелую идею, взять ответственность, стать лидером… Уверенность в себе важна для достижения успеха практически в любом деле.

Первыми и самыми значимыми взрослыми, которые закладывают фундамент уверенности, безусловно становятся родители. Их влияние самое первое хронологически и самое базовое, поскольку у ребенка еще крайне мало ресурсов (опыта, аргументов, критичности мышления), чтобы самому взвесить и оценить результаты своих поступков и значимость достижений.

Но что же делает Родитель, формирующий уверенность у ребенка?

  • Оценивает поступки и действия, а не личность.  Если ребенок делает что-то неправильное или неприемлемое для вас, сообщайте именно об этом конкретном поступке: «Мне не нравится, когда ты опаздываешь, перебиваешь, не убираешь за собой…», вместо «Ты, как всегда, такой необязательный, на тебя нельзя положиться, ты неряха и грубиян…». Целостные  негативные оценки маленькой личности ведут к формированию «неудачника».
  • Не использует  фразы типа «Хорошие мальчики так себя не ведут», «Стыдно так себя вести…», «Посмотри, на тебя уже все смотрят…». Стыд — не лучшая почва для развития самооценки. Но как же не ругать ребенка, если он ведёт себя плохо? Смотрим пункт выше — не ругать, а показывать, какие действия ребёнка сейчас неуместны,  без давления на стыд и чувство вины. Наша задача — скорректировать поведение, а не запугать ребёнка.
  • Обращает внимание ребёнка на то, что у него получилось хорошо. Замечательно, если это опять будет внимание к конкретному действию, результату, а не целостная оценка. «Посмотри, как аккуратно ты написал» вместо «Какой ты аккуратный мальчик». В первом случае ребёнок получает конкретный инструмент, он узнал, что может аккуратно писать и с радостью будет повторять это, а во втором — размытую похвалу, которую  не всегда можно  соотнести с реальными действиями.
  • Ищет  вместе с ребёнком зону успешности. Опыт успеха – это еще один вклад в уверенность, вслед за родительской оценкой в раннем детстве. По мере взросления значимость реальных достижений  для развития уверенности только возрастает. Чем больше сфер жизни, в которых я могу что-то делать хорошо, тем больше ситуаций, которые мне не страшны, поскольку я уверен, что с ними справлюсь.

Ну и конечно, тренинг по развитию уверенности в себе никогда не будет лишним 😉

Автор – Александра Чернышева

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии