Крик души психолога, работающего с дошкольниками

ОТДАВАТЬ или НЕ ОТДАВАТЬ в школу в почти 7 лет? Готов-не готов? Статья для тех, у кого дети родились в конце октября, ноябре, декабре 2010 года и в январе, феврале и марте 2011!

Как быть родителям детей, которым на момент поступления в первый класс ещё не исполнилось 7-ми полных лет? Уже не за горами 15 декабря, дата, когда начинается первая волна подачи документов для поступления в первый класс. И вопрос: «идти или не идти» встает острее, чем классическое «быть или не быть»!

Почему мы обращаемся к этой теме? Что такого страшного в том, что ребенок пойдет в школу до 7 лет? Он же подрастет и разве это много – разница в 2-4 месяца? Как специалист с 17-ти летней практикой отвечу: ДА! Потому что для вашего ребенка разница будет не 2-4 месяца, а ГОД! Ровно ГОД (а то и больше) разницы между ним и некоторыми его одноклассниками.

И ГОД отсрочки от школы может существенно изменить все последующие 11 лет его и вашей жизни!

Именно поэтому надо взвесить все «за» (такие как: все ребята из группы детского сада идут, и мы идем; старший ребенок уже в школе – отдадим младшего, будет проще со временем;  ребенок уже все умеет – чего его в саду держать; в этот год набирает хороший учитель, а что в следующем — не понятно и т.д.) и «против»  — об этом ниже.

Сейчас поговорим об аргументах «за» и почему рассматривать их надо, как говорится, под микроскопом с самым большим увеличением, чтобы увидеть все, что скрыто под, казалось бы, простыми и понятными вещами:


  1. «Все идут, и мы идём…». Чаще всего это бывает в том случае, когда в детском саду ребёнок попадает в группу не по возрасту, а по году рождения. И в этом случае у родителей создаётся иллюзия, что раз он справляется с нагрузкой в детском саду, значит справится и со школой – там ведь на полдня меньше, всего 3-4 урока.

Но родители, вы поймите, что разница даже в полгода у детей в этом возрасте, – это очень много. Дети значимо отличаются по уровню внимания, усидчивости, потребностям, интересам, организованности и всему тому, что определяет готовность ребёнка к школе. Это не значит, что ваш ребёнок какой-то не такой, что у него что-то не развито или он отстаёт от других. Просто у него нервная система ещё полностью не созрела, а это физиологический процесс, который человек стимулировать и подгонять не может!

Кроме того, давайте посмотрим на класс в целом. Как вы думаете, на какой возраст будет опираться педагог при проведении урока или определении объёма домашнего задания? Если сейчас в первом классе возрастной диапазон от 6.5-8 лет и численность ребят от 30-40 учеников.

И как потом объяснить ребёнку, почему он не может так быстро и аккуратно сделать домашнее задание, понять и написать что-то в классе, как его друг, который на год старше его (и это не фигура речи – в классе зачастую встречаются дети с разницей БОЛЬШЕ, чем в год!).


  1. «Он умеет писать, читать, считать…» Наличие навыков письма, счёта, чтения не являются основанием, по которому мы говорим о готовности ребёнка к обучению.

Залог успешной адаптации ребёнка в школе в большей степени определяют  физиологическая и психологическая готовность, а это:

  • произвольность поведения, то есть умение ребёнка подчинять своё поведение внешним правилам. Делать не то, что мне сейчас хочется, а то, что надо. Это про усидчивость и внимательность.
  • эмоциональная зрелость, то есть умение ребёнка справляться с эмоциями в ситуациях проигрыша, усталости, конфликта, когда что-то не получается. Умение выражать своё состояние и переживания безопасно для себя и окружающих. Это про выражение своих эмоций.
  • мотивационно-волевой компонент или «внутренняя позиция школьника», то есть сформированность потребности не только в игре, но и в обучении. Это про желание учиться и узнавать что-то новое.
  • умение налаживать социальные контакты и «держать удар». Ведь класс – это не коллектив детского сада и не группа на развивающих занятиях. В классе больше конкуренции и надо завоёвывать «своё место под солнцем». Это про общение и взаимодействие.

  1. «Если сейчас не пойти, то ему потом будет скучно, так как он все уже знает и умеет…» Одно из основных заблуждений родителей заключается в том, что в первом классе ребёнка будут учить считать, читать и писать с нуля!

Нет! Сейчас уровень требований к будущим первоклассникам достаточно высок. Дети приходят уже с большим багажом знаний: умеют писать печатные буквы, читают по слогам, считают в пределах 50 и т.д. Кроме того, темпы обучения возрастают, образовательные программы обновляются, совершенствуются. Всегда можно выбрать гимназию или найти программу посложнее. Скучно ребёнку точно не будет! Кроме того, огромное количество сил в первом классе тратится на адаптацию. Многие родители отмечают, что ребенок в первом классе начал опять спать днем, чего не делал со средней группы детского сада.


  1. «А что ребёнок подумает, если все дети пойдут в школу, а он нет». Дорогие родители, согласитесь, что это ВАШИ мысли и ВАШИ переживания по поводу происходящего. Ребёнок принять решение в этом возрасте не может. И то, как мы это решение ему преподнесем, как мы его обыграем и предложим ребёнку, так он к этому относиться и будет.

В моей практике не было случая, чтобы ребёнок изводил родителей нытьём: «Вот не отдали меня на год раньше! Я бы тогда учился лучше, уроки бы делала быстрее, а вот теперь сижу тут переросток и страдаю от того, что такой большой и умный!».

При этом более реальные мысли и сомнения возникают у ребят, которые приходят в первый класс и начинают понимать, что они не очень-то успевают по программе, что им надо больше времени для уроков и т.д. А уж если они по росту самые маленькие в классе (в особенности мальчики), – это может стать важнее всех остальных вместе взятых переживаний. Для каждого ребенка это, безусловно, индивидуально. Есть ребята, которые переживают из-за высокого роста, но это, опять же, не повод отдавать ребенка в школу раньше, чем он к этому будет готов. И вот тут у ребёнка возникает очевидный вопрос, ответ на который мне кажется найти труднее, чем объяснить, почему мы не идём в этом году в школу.


  1. «Ему интереснее общаться с детьми постарше, и из садика идут знакомые дети». Ребята действительно идут в школу в большей степени за общением – поговорить, поиграть и показать себя. Но школа – это не клуб по интересам и не кружок, это система образования. И там конкурентная среда, оценка результата деятельности, ситуации презентации своих способностей, там нет права выбора. Как вы думаете, у какого ребёнка будет больше ресурсов для преодоления этих ситуаций?

Даже если ребёнок пойдет в школу в полные 7 лет – это не значит, что у него не будет трудностей. Они будут возникать в любом случае, но ресурсов/возможностей справиться с ними у такого ребёнка будет больше. Даже по чисто физиологическим причинам.


  1. «А что мне с ним ещё целый год делать, он же уже эту программу прошёл»

Программа в детском саду – это условность. Если ребенок повторяет пройденное – он попадает в ситуацию успеха, что способствует психологическому комфорту ребенка. Поделки, занятия, праздники, второй выпускной праздник. – для ребенка это не проблема, это беспокоит родителей. И эти вопросы в каждом случае индивидуально можно решить.

Можно оставить его в этом же детском саду, но просто сменить коллектив и воспитателей. Можно, в принципе, сменить детский сад или набрать развивающих занятий и кружков. Понятно, что у ребёнка будет стресс, так как это смена коллектива, смена педагогов. Но по сравнению со школой это может быть меньшее из зол.


  1. «Это сильный учитель, у него дисциплина, успеваемость на высоком уровне..» Самый сложный и, пожалуй, противоречивый аргумент – это педагог, который набирает класс, к которому вы очень хотите попасть.

И опять вернемся к количеству учеников в классе, необходимости пройти программу  и сопоставим это с дисциплиной и успеваемостью. Особенно если вопрос дисциплины для вас актуален в связи с поведением вашего ребенка. Его поведение (балуется, не внимателен, часто отвлекается) – это следствие его развития, возрастных особенностей, незрелости. Что решается только временем. И поверьте опыту, строгость и сердитость для поддержания дисциплины ученика здесь сыграет плохую службу, и вряд ли будет способствовать формированию ПРАВИЛЬНОЙ учебной мотивации.  А мотивация очень понадобится в средней и тем более в старшей школе. Мотивация именно учебная, формирование которой – важнейшая задача учителя в начальной школе.

И почти последнее, НО очень важное!

Это факторы, наличие которых говорит о том, что лучше ещё годик подождать:

  • Ребёнок не ходил в детский сад
  • Если у вас мальчик (даже высокий, сильный и смелый)
  • Есть логопедические сложности
  • Есть неврологические особенности
  • Хронические заболевания (в особенности те, которые ослабляют иммунитет)
  • Ребёнок часто болеет
  • Ребёнку сложно находить общий язык с детьми, он не проявляет инициативы при взаимодействии, долго привыкает к детям
  • Ребенок очень эмоционально переживает неудачи и не умеет (или с огромным трудом) справляется с проигрышами, критикой
  • Тяжело переносит неожиданные события, изменения планов в последний момент
  • Эмоционально реагирует на любые события
  • Тревожный ребенок

Дорогие родители, ещё раз подумайте, взвесьте все «за» и «против».

Ведь повторюсь, школа – это не только 1 класс, который в большей степени проходит в режиме адаптации, но и последующие 10 лет! И важно не только то, как ребенок будет справляться в первом классе, но и дальше,  в 4 классе, в средней и старшей  школе. И период сравнения себя с одноклассниками в подростковом возрасте при разнице в год и больше может стать настолько важным и определяющим для подростка,  что нам сейчас, с позиции родителя будущего первоклассника, даже сложно представить!

Если вы ещё точно не определились или вас мучают сомнения, то посоветуйтесь с воспитателями, педагогами из кружков, придите на встречу/консультацию к психологу, где можно пройти тест на готовность к школьному обучению. Соберите мнения, взгляды, сформируйте полную картину происходящего.

Если вы однозначно решили отдавать ребенка в школу до 7 лет – пройдите диагностику психологической готовности к школе, которая учитывает психологическое развитие, особенности психических процессов ребенка. Специалист подскажет, в каком направлении работать, чтобы к началу учебного года максимально подготовить ребенка психологически, какие особенности его психики стоит учитывать. В идеале подобную диагностику надо повторить в конце года и посмотреть, в чем удалось продвинуться, а какие нюансы требуют внимания и работы. Для некоторых процессов поможет только время, но есть то, что вполне успешно можно тренировать и развивать (например память, внимание, мышление). И чем раньше вы узнаете, на что именно стоит обратить внимание и с чем работать – тем лучше.

Авторы: Наталья Соломахо и Карина Цвей.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии