Мужское воспитание

Основы гендерного (полового) поведения закладываются в раннем дошкольном возрасте. Действительно, существуют объективные психологические различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами.

Считается, что мужчинам в большей степени, чем женщинам, присущи бесстрашие, стойкость, рациональность, отвага, логичность, воинственность, постоянство, решительность, обобщать отдельные факты, а также что мужчины более активны, деловиты, обладают стремлением к авторитарности, склонны к работе с элементами риска. В то же время у них меньше, чем у женщин, развиты вербальные способности и интуиция.

В то же время многие склонны полагать, что такие качества приписывает мужчинам культурная традиция, и что далеко не всегда они являются характерными чертами личности мужчины. Необходимо учитывать, что каждый мужчина имеет свой индивидуальный характер, формируемый под влиянием различных общественных и наследственных факторов.

«Настоящий мужчина» – не вполне очевидный шаблон. Понятно, что «мужчина» — это не только биологическое существо. В древних обществах мальчик становился мужчиной только после обряда инициации, символизировавшей переход из одного качества в другое.

… к сожалению, постепенно уходят в историю дворы – не физические пространства, а целая среда с присущими ей ритуалами и особенностями: «а Саша выйдет?», ножички, велики, дворовые игры (коих не счесть).

Во дворах кипела жизнь поколений – бабушки на лавочке, дедушки в преферанс, родители с колясками и в магазин за углом, футбол посреди сохнущего белья, песочница, горки, первые шаги… Во дворах формировался характер, ценности, приобретались навыки не только практические, но и общения, разрешения конфликтов, уверенного поведения.

Именно во дворах закладывались такие полезные первые стереотипы о половом поведении, ценностях дружбы и достоинства. Двор был первой, еще до яслей, проверкой на прочность.

Но дворы исчезли — им на смену пришел интернет: огромное информационное поле, в котором можно много говорить о различиях между мужчинами и женщинами, а еще больше спорить.

Как утверждает И.С. Кон, один из крупнейших специалистов по половому вопросу, практически единственное, что действительно различимо важно для мальчиков (в отличие от девочек) – это однополые объединения. И не важно, по какому поводу: игра, общение, конструкторская деятельность.

Когда мы говорим о мужчине, мы не можем не говорить о специфических навыках, личностных качествах и ожиданиях. С навыками более-менее понятно, а вот качества и ожидания – вопрос сложный. Поэтому давайте поговорим о героизме – вечном спутнике настоящих мужчин, в жизни которых всегда найдется место подвигу, а ведь процесс развития и есть нескончаемый подвиг. Итак, семь подвигов современного младшего школьника.

1. Внимательность. Внимание – один из самых важных психических процессов, обеспечивающих не только обучение, но и саморегуляцию (способность контролировать себя в широком смысле). У мальчиков младшего школьного возраста нехватка саморегуляции гораздо заметнее, нежели у девочек. Развивать внимательность можно в играх, но не стоит забывать, что внимание не бесконечно: любой режим должен включать в себя и отдых.

2. Аккуратность и опрятность напрямую зависит от внимания. Аккуратность – это способность обратить внимание на второстепенные элементы окружающей среды: чистоту рабочего места, одежды, адекватность внешнего вида ситуации. Например, уборку в комнате можно посвятить двадцатому международному съезду археологов, а удивительные находки выставлять в музее.

3. Ручной труд. Простой пример: одним из самых нужных и частоиспользуемых (однако не безопасных) в быту предметов является нож. Можно ли приготовить что-нибудь без его использования? Имеет ли смысл говорить о половых различиях в ракурсе кухонного ножа? Ведь владение кухонным ножом – важный навык, который не освоить без тренировки ни мальчикам,ни девочкам. Сфера же инструментов является практически единственной, не освоенной женщинами, а инструмент для ремонта – современное гражданское оружие, позволяющее как разрушать, так и созидать.

4. Законы механики. Простейшие механизмы существуют уже много тысячелетий, главное их назначение – облегчать жизнь человеку. Речь идет не только о специальном применении механизмов во время «производственных работ», но и о бытовом понимании и применении, например, рычага, блока или клина.

5. «Семь раз отмерь, один – отрежь». Когда мы приступаем к выполнению задачи (школьной или бытовой), эффективность ее выполнения напрямую зависит от подготовки (хотя бы простого понимания последовательности действий). Это может касаться как ручного труда (схема постройки скворечника), так и домашних заданий – хорошо бы определиться с последовательностью действий до самих действий.

6. Забота и тактичность (дружелюбие для младших школьников) во многом зависят от типа нервной системы и способности к самоконтролю. Именно этими качествами отличались «джентльмены» и характерно, что это слово востребовано и сейчас (особенно в ожиданиях родителей мальчиков в отношении противоположного пола). Необходимо поддерживать такие начинания, словами отмечая их у ребенка. 7. «Смешать, но не встряхивать» (фантазия и разнообразие). Касается не только поступков, но и свободного времени, которое многие современные школьники стремятся провести в виртуальной реальности (игры и интернет). А ведь так много настольных игр, в которые можно играть всей семьей! А сколько удовольствия можно получить, делая коллажи или хотя бы просто пересматривая фотографии! И ведь ничто не мешает Вам создавать новые семейные кулинарные рецепты…

Как бы ни менялись ролевые модели в разные времена по разным телевизорам, какое бы положение в обществе ни занималимужчины, для современных мальчиков мужественность по- прежнему означает силу, защиту и готовность придти на помощь. Ведь воспитывают не только и не столько мать или отец (как личности и носители женской или мужской культуры), как отношения между ними. Главной ценностью по-прежнему должна оставаться семья! Будьте счастливы!

Автор: Иван Кулаков

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть