Преодоление = развитие? Правда и мифы преодоления трудностей.

О ком мы говорим?

Речь идет о детях, занимающихся спортом, в кружках, имеющих хобби и посещающих школу. Безусловно, что-то из этого касается вашего ребенка. Мы говорим о всех детях.

Начнем с небольшого эксперимента. Ниже будет приведен краткий список взглядов на воспитание ребенка, определитесь, что из этого является мифом, а что действительно всегда работает.

  1. Планка должна быть значительно выше реальных способностей ребенка
  2. Цели для ребенка должны быть краткосрочными
  3. Трудно – значит полезно
  4. Капитуляция – признак слабости
  5. Успешно – значит слишком легко
  6. Лучше сидеть «до победного» или «пока не сделаем уроки, из-за стола не выйдем»
  7. Реакция на успех в стиле «ты можешь лучше» мотивирует

Сколько мифов насчитали? Напишите в комментариях до того, как приступите к чтению текста.

1.Планка всегда должна быть выше реальных способностей ребенка или «это слишком просто для тебя» (Миф)

Во взрослом мире постановка более сложных задач – нормальный путь развития, а человек, ставящий перед собой только легкодостижимые цели, как правило, не поспевает за более амбициозными коллегами. Почему же это не работает у детей? Мы упускаем главное – дети не знают об этом. Они не знают, что нелегкая задача делает его сильнее. Например, если ребенок хочет кататься на горных лыжах, но верит, что у него ничего не выйдет, важно поддержать его и поставить ту цель, с которой он готов бы был справиться: спуститься с детского склона вместе с инструктором.

2.Цели должны быть краткосрочными или «сейчас, а не потом» (Правда)

Один из важных этапов взросления – тренировка долгосрочного планирования. Однако умению строить планы на год вперед ребенок научится не сразу. Опытные планировщики знают истинный секрет достижения большой цели – «дробление» ее на маленькие. Вместо «получу все пятерки в году» лучше начать с «получу завтра по литературе пять, а для этого выучу вот это стихотворение».

3.Трудно – значит полезно или «что не убивает, то делает сильнее» (Миф)

Интенсивные тренировки, дополнительные курсы, более сильная школа – все это действительно может помочь ребенку преуспеть в будущем. Однако не любой такой опыт полезен. Первое, про что важно помнить, это способности и интересы ребенка.

Если он предпочитает провести вечер за книжкой, а не за сложными задачами, обожает поэзию, то, возможно, перевод его в физико-математическую школу может быть не самым конструктивным решением. Трудно? Да. Полезно ли?

Второе, про что важно помнить: затруднения ребенка не должны нести хронический характер. Если постоянно что-то не получается, ребенок теряет веру в себя. Ребенок начнет воспринимать задачу как нерешаемую. Например, если у ребенка ухудшилась успеваемость по предмету, замедлилось выполнение заданий, возможно, стоит обратить внимание на непонятые темы, которые требуют большего внимания. Как правило, сама по себе проблема не уходит со временем.

4.Капитуляция – признак слабости или «вытри слезы и снова в бой» (Миф)

Прежде чем принимать решение, «биться до последнего» или сдаться, важно рассмотреть ситуацию со всех сторон. Мы говорим про ситуации, когда ребенок хронически неуспешен где-то, в школе, на кружке, в своем хобби. Прежде чем менять школу, отказываться от кружка, забрасывать хобби, родителю важно ответить самому себе на два вопроса: чего я жду от ребенка? Что хочет сам ребенок?

Например, если мальчика отдали в музыкальную школу после того, как он восторженно отозвался о военном оркестре на параде, и, проучившись в ней год, ребенок попросил записать его вместо музыки на каратэ, «капитуляция» не является капитуляцией как таковой. Ребенок пересматривает свои интересы и ищет альтернативу.

В таком случае, ответ родителя: я хочу, чтобы ребенок занимался где-то, ответ ребенка: хочу ходить на бокс и заниматься спортом, на музыке этого нет и там скучно.

Обучение и воспитание – не сражение, в котором нельзя сделать «ни шагу назад». Ребенок растет и меняется, иногда интересы и нагрузка могут пересматриваться.

Манипуляции со стороны детей тоже бывают: когда они не хотят идти в школу, на кружок, на улицу, делать домашние задания…

Грань между своевременным пересмотром приоритетов и потаканием детской лени определяется как раз теми самыми двумя вопросами. Если вы видите, что ребенок не хочет идти на танцы чтобы поиграть в планшет, ответом на вопрос «что хочет ребенок?» будет «не идти на кружок, чтобы играть в планшет». И, если вы ему это позволяете, тогда каков будет ответ на вопрос «чего я жду от ребенка»

5.Успешно – значит слишком легко или «тут ты развлекаешься и тебе весело, а займись-ка чем-то посложнее» (Миф)

Этот миф можно встретить везде: в школе, дома, на улице. Учитель дает дополнительное задание ребенку, справившемуся раньше, хотя ребенок мог бы заниматься своими делами, не мешая другим, и не хочет делать еще задание. Родители, воспринимающие кружок как забаву и усиливающие школьную нагрузку. Часто мы можем обесценивать успехи ребенка, так как они достаются ему слишком легко, и пытаемся дать ему задачу посложнее.

Важно замечать победы ребенка, а дополнительную нагрузку определять исходя из конкретных задач, а не чтобы «занять ребенка».

6.Лучше сидеть «до победного» или «пока не сделаем уроки, из-за стола не выйдем» (Миф)

Зона покрытия этого мифа весьма обширна: от пятичасовых приемов пищи до ночных слез над тетрадками. Иногда обстоятельства ставят родителя в логический тупик, ведь нельзя же ребенка отпустить голодным или без уроков, без понятого задания или выученного стихотворения. Это, конечно же верно, но сидение «до победного» не является панацеей в данном случае. Если какой-либо процесс болезненно затянулся, важно обратить внимание на все аспекты: что происходит вокруг, кто рядом с ребенком, что делает ребенок, что делают другие. Например,:

Если ребенок ест кашу два часа за просмотром мультфильмов, а потом мультики по телевизору заканчиваются и телевизор выключается, логично спросить «а точно ли стоит есть при включенном телевизоре?»

Если уроки делаются по пять часов, три из которых ребенка не видно, а к вечеру планшет разряжен. Возможно, обращаться к Шерлоку Холмсу будет лишним.

Когда вы делаете уроки вместе весь вечер, и ребенок активно беседует с вами, провоцирует, дурачится, возможно, главным событием является времяпрепровождение с родителем, а не выполнение заданий. Особенно если после выполнения всех уроков родитель уходит заниматься своими делами, оставив ребенка, неудивительно, что процесс затягивается. Важно давать ребенку конструктивные формы получения внимания родителя. К примеру «давай сначала уроки доделаем, а потом вместе сыграем в какую-нибудь настольную игру и побеседуем».

7.«Ты можешь лучше» или принижение результата, как мотиватор. (Миф)

Звучит банально, однако привычка так реагировать на успехи ребенка появляется в нашем поведении из-за неготовности похвалить ребенка. Да, объективно, рисунки детей бывают посредственными, поделки непонятными, успехи мизерными. Однако ребенок, в отличие от взрослого, не знает, что сесть на шпагат, сделать кувырок, сложить самолетик, выпилить квадратик и т.д. может любой человек, для него это маленькая личная победа и ему важно знать, что этой маленькой победой родитель гордится.

Конечно же не нужно дарить ребенку кубок «великого выпиливателя кружочков», однако сказать «ого, это твоя первая поделка из дерева, молодец» можно и нужно.

Мы бы не хотели, чтобы у вас сложилось ощущение, что эта статья является своеобразной инструкцией к применению.

Наоборот, мы говорим о том, что не все так однозначно, прежде чем принимать решение, ситуацию стоит рассмотреть с разных сторон, учитывая желания и возможности как ребенка, так и родителя.

Автор статьи — Данил Парникель

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть