Развивающие занятия: надо ли?

Многие современные люди охвачены страстью к развитию: мы учим языки, осваиваем разнообразные новые для себя навыки, приводим «в порядок» свое тело и разум. Для нас, взрослых, освоение нового является инструментом гармонизации собственного существования, решения актуальных задач жизни и развития. Для детей в этом вопросе другие акценты, но и их жизнь стремительно меняется под натиском всего «развивающего» — игрушек, ковриков, занятий, мультиков, книг и гаджетов. Чем руководствоваться среди этого многообразия?

Первое, что стоит сказать: дети развиваются независимо от того, чем заняты, они так запрограммированы природой. Их собственный путь полон сложностей и опасных поворотов, но в нем столько радости, интереса, удивления. Каждый встреченный камешек, прочитанное стихотворение, новая игра могут стать «развивающими». А родители и другие взрослые, конечно, могут и должны быть проводниками на этом пути.

Когда мы говорим о дополнительных (развивающих) занятиях для ребенка, нужно, прежде всего, понимать, что в конкретном возрасте существуют свои ОСНОВНЫЕ задачи развития.

  • До года в центре внимания закономерно оказывается физическое развитие и моторные навыки, в этот период начинается предречевое развитие.
  • От года до трех активно развивается речь, начинает формироваться мышление, пока в опоре на манипуляции с предметами и объектами.
  • Период от 4 до 5 не зря называют «возрастом игр», в игре развивается воображение и творчество, приобретаются жизненные навыки, совершаются первые шаги в освоении умения общаться со сверстниками, выполнять правила.
  • Будущим первоклассникам полезно развивать интеллектуальные функции – внимание, память, мышление, они скоро будут востребованы в школьном обучении. Но не следует забывать об умении регулировать эмоции и управлять своим поведением.
  • Для ученика начальной школы центральным становится освоение учебных навыков, ведь его основным занятием на долгие 11 лет становится обучение.
  • Ну а подросток, продолжая осваивать множество учебных дисциплин, оказывается перед лицом важнейших задач – найти свое место среди сверстников, определиться с профессией, понять самого себя.
  1. Развивающие занятия должны соответствовать возрасту, здесь важно выдержать нужный ритм. Например, обучать двухлетнего ребенка устному счету — значит торопить события, а развивать у подростка мелкую моторику, скорее, поздновато. Конечно, дошкольник еще вряд ли сам примет разумное решение о том, в каком кружке или секции ему заниматься.  В младшем школьном возрасте уже имеет смысл ориентироваться на интересы ребенка, но помнить, что эти интересы еще неустойчивы (сегодня сам захотел, а завтра уже нет). В этом случае важно понять причины, по которым ребенок отказывается ходить на занятия, действительно ли это «не его» или просто не сложились отношения с педагогом, плохо получается…  Особенно остро встает вопрос о посещении дополнительных занятий в подростковом возрасте, когда за отказом от дополнительной активности стоит множество оснований, от простой лени до того, что ребенок чувствует себя крайне неуспешным. Но в этом возрасте решение может приниматься только совместно родителем и ребенком.
  1. Во-вторых, важно понимать, для чего нужны развивающие занятия детям и родителям, а это два отдельных вопроса. Приоритетной здесь должна быть потребность ребенка, а не родителя. Интерес последних к развивающим занятиям, зачастую, связан с желанием самоутвердиться в «родительской» роли («Я хороший родитель, развиваю своего ребенка) или неуверенностью («я что-то делаю не так», «мой ребенок не как все»), а не с возросшими потребностями самого ребенка. Исключение здесь, пожалуй, можно сделать для коммуникации – ребенок не ходит в детский сад, у него не складываются отношения с одноклассниками, – в таких случаях важно предоставить ребенку альтернативные возможности для общения, формат или тема дополнительных занятий не играют особенной роли.

Можно объединить развивающие занятия в три большие группы: физические (спортивные секции, танцы), психологические (развитие навыков общения, саморегуляции, целеполагания, интеллектуальных способностей) и творческие (художественные, музыкальные, театральные занятия). И еще раз подчеркнем, что для всех дополнительных занятий сквозным моментом будет коммуникация.

  1. И, наконец, количество и регулярность занятий. Дети различаются особенностями здоровья, энергетическим потенциалом, эмоциональной стабильностью, поэтому в каждом случае уровень и регулярность дополнительной нагрузки решается индивидуально. Помните только, что какими бы ни были занятия, на них ребенок устает. И положительные эмоции после занятий – свидетельство того, что он потратил свою энергию не зря, даже если нам кажется, что он ничему новому не научился.

Но, если вы видите, что ребенок выглядит усталым постоянно, плохо засыпает или его не поднять утром, все время плохое настроение, стоит подумать о разумности и мере дополнительных нагрузок.  Главная рекомендация здесь – внимательно наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка до и после занятий, обсуждайте с ним происходящее в секции или кружке, при необходимости пообщайтесь с педагогом, узнайте, насколько успешен ребенок. И только, взвесив всю информацию, принимайте решение о продолжении занятий.

Вывод: Будьте внимательны к ребенку, не перегибайте палку и помните, что главный показатель для детей – удовольствие от процесса!

Автор Иван Кулаков

 

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии