Ребенку 3 — 5 лет. Что зависит от родителей?

Любой родитель хочет быть достаточно хорошим для своих детей. Любому родителю хочется, чтобы ребенок его любил, слушал, слышал, понимал и уважал, как минимум. Однако, каждый ли родитель задумывается, в какой степени он сам транслирует и демонстрирует ребенку собственное уважение к нему, внимание и умение слышать его, понимание его потребностей и желаний. Роль родителя осложняется еще и тем, что ребенок непрерывно растет, меняется и то, что было нужно ему от Вас год назад, уже совсем не актуально. Мы не имеем в виду материальные блага, а скорее говорим о поведении, количестве и качестве внимания, форме и количестве родительской любви и опеки, которые необходимы ребенку для успешного решения своих жизненных задач или «задач возраста», как говорят психологи.

В этой статье хотелось бы осветить задачи развития, которые ребенок решает в период от трех до пяти лет. Считается, что за этот период ребенок впитывает и осваивает больше, чем за все последующие годы. За два года он проходит большой путь в овладении речью,   совершенствуется работа его опорно-двигательного аппарата, мелкая моторика. Идет мощная дифференциация клеток коры головного мозга.  И несмотря на то, что в этом возрасте ребенок становится более автономным от родителей (начинает ходить в сад, активно заявляет о своей самостоятельности), роль близких взрослых неизмеримо важна в развитии ребенка. Итак, разберем основные моменты, на которые родителям детей от трех до пяти следует особенно обращать внимание.

Развитие речи в этот период особенно важно, поскольку именно она пронизывает все психическое развитие ребенка. Речь выступает как инструмент общения и является условием для развития познавательной деятельности и личности ребенка. Именно с трех лет ребенок начинает интересоваться совместной игрой со сверстниками, и в этом случае речь выступает как механизм социализации. Помимо накопления словарного запаса, тренировки отдельных звуков, обогащения речи глаголами, прилагательными и предлогами, необходимо целенаправленно развивать контекстную (пересказ) и объяснительную речь. Попросите ребенка рассказать Вам, что происходило в мультике, который Вы не успели посмотреть или сказку, которую вы забыли. Старайтесь не оставлять без внимания детские вопросы, объясняйте ребенку те или иные явления, а также просите его объяснять, например, поступки героев мультика или свои действия. 

Ближе к трем годам ребенок начинает проявлять свою самостоятельность, стремиться сделать все по своему, готов отделяться от мамы, выражая большой интерес к игре со сверстниками. Не случайно большинство детей начинают ходить в детский сад именно в этом возрасте. Важно помнить, что у них практически нет опыта, как взаимодействовать со сверстниками, как вместе играть и во что. И задача взрослого – помочь ребенку этот опыт приобрести.  Старайтесь организовать среду для взаимодействия с друзьями, мягко сопровождайте и учите малыша, как знакомиться, предлагать игры, как играть вместе, делиться игрушками, просить поделиться в ответ, ждать своей очереди. Это очень важные социальные навыки, которые ребенок может приобрести при чутком участии взрослого. Позже, с четырех  — ближе к пяти годам, совместная игра детей становится очень разнообразной и все более сложной. Расширяется ролевой репертуар, сюжеты становятся насыщенней. Сложнее становятся и отношения друг с другом: появляются любимые друзья, «недруги», они отмечают положительное и отрицательное поведение сверстников, оценивают других.

Игра становится ведущим типом деятельности – именно в ней происходит познание, развитие, обучение, именно она выступает как мотивирующий фактор. Важно учить ребенка играть – показывать, как действовать с игрушкой, расширять возможности ее применения. Самостоятельная игра ребенка может остаться очень скудной. Появляется сюжетно-ролевая игра, сначала в простых повторяющихся действиях, которые затем все больше насыщаются сюжетами. Помогайте малышу, привносите в игру новые сюжеты – вот машинка проехала круг, кукла попросила ее прокатить, потом она захотела кушать – готовим для нее обед, укладываем спать.

В это время ребенок смело экспериментирует с личностными границами: как много он может требовать от родителей, как далеко заходить в своих желаниях, что ему будет за невыполнение инструкций взрослого. Важно, чтобы границы, нормы и правила были в жизни ребенка, чтобы он знал, что есть взрослые, способные его ограничивать и защищать. Очень важно, чтобы у взрослых были единые, последовательные требования к ребенку, которые должны быть:

  1. Разумными (не стоит настаивать там, где это не принципиально и можно уступить)
  2. Понятны ребенку (необходимо объяснить, почему что-либо делать нельзя — например, сказать, что это опасно, что Вы переживаете за него; и где возможно предложить какую-то альтернативу)
  3. Последовательными (что нельзя сегодня, то нельзя ВСЕГДА, идти на уступки стоит только в исключительных случаях, иначе, уступив один раз, Вам будет легко поддаться на уговоры и во второй);
  4. Едиными для всех членов семьи, вся семья должна придерживаться единого стиля воспитания (не должно быть такого, чтобы, например, мама запрещала дочери что-то, а бабушка, в тайне от нее, позволяла нарушать запрет, балуя внучку).

Однако, необходимо соблюдать баланс и стараться прислушиваться к ребенку, показывать ему, что его потребности и мнение важно для взрослых и они готовы его учитывать. Позволяйте малышу проявлять инициативу, самостоятельность, активность в познании окружающего мира.

Также стоит помнить о личном примере, модели поведения, которую ребенок в этом возрасте копирует абсолютно. Отслеживайте, что Вы делаете, что говорите, с какой интонацией, как общаетесь не только с ребенком, но и с другими членами семьи, друзьями, окружающими. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был вежливым и говорил «волшебные» слова, то и Вы должны обязательно здороваться при встрече, говорить «до свидания» при прощании, не забывать благодарить (и ребенка тоже!) и т.д. Такое же правило касается и каких-то навыков, которым мы хотим ребенка обучить – в первую очередь мы должны сами делать так, как надо всегда, ну или почти всегда! Если Вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, всегда прибирайте свои вещи! 

Крупная моторика ребенка в этом возрасте позволяет ему чувствовать себя свободно и уверенно при выполнении различных жизненных «упражнений»: прыгать, бегать, залезать на лестницу и слезать, стоять на одной ноге и т.д. Современные родители зачастую очень увлекаются интеллектуальным развитием ребенка, забывая о развитии общей моторики. Тем не менее, ее вклад в целостное гармоничное развитие ребенка достаточно велик. Благодаря хорошо развитой крупной моторике, ребенок становится ловким, сильным, а как следствие смелым, стремится к достижениям, и просто здоровым. Предоставляйте малышу больше свободы в движении, меньше беспокойтесь, выставляйте разумные ограничения по безопасности. Если есть возможность, поставьте дома спортивный комплекс, вместе с ребенком придумывайте новые интересные упражнения-приключения, ходите гулять на площадки, по возможности посещайте бассейн или танцы.

Мелкая моторика ребенка активно развивается, набирает обороты и творческое мышление (воображение, фантазия, представление). Вместе с малышом можно получать большое удовольствие от рисования различными способами (кисточкой, пальчиками, ватной палочкой, карандашами, мелками и т.д.) и различными материалами (краски, ), лепки из пластилина, воска, глины, делая небольшие поделки из природных материалов, аппликаций. Занимаясь подобными делами, Вы развиваете ребенка сразу в нескольких направлениях: творческое мышление, мелкая моторика, саморегуляция, свобода самовыражения, расширение словарного словаря, укрепляете самооценку, и, что наиболее важно, поддерживаете с ребенком теплые, эмоциональные взаимоотношения.

Автор — Анна Фувенлян

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии