Ребенок боится спать один. Как помочь ему преодолеть страх?

Почему за окном темнеет? Что происходит, когда мы засыпаем? Почему мне снятся сны? Могу ли я загадать, что мне приснится? Для ребёнка все, что связано с ночью и сном, окутано тайной и волшебством. Иногда добрым, а иногда и пугающим. И в силах взрослых помочь ребёнку справиться с переживаниями.

Чем младше ребёнок, тем более конкретными образами он мыслит. Важно помнить, что дошкольники используют наглядно-образный тип мышления и ещё не способны мыслить абстрактно (символами). Это одна из причин того, что фантазия у малышей развита очень хорошо, весь их мир наполнен образами, многие из которых переходят из снов в реальную жизнь  и обратно. В этом возрасте дети склонны  додумывать и усиливать  свои фантазии и страхи. Одним из самых ярких примеров такого фантазирования могут быть детские страшилки: кровавые руки, Пиковая дама, мертвец из зеркала… Все персонажи страшилок приходят ночью,  это время  становится «мостиком» между дневной  реальностью, когда  все ясно и  определено (пока еще родителями), и миром ночных фантазий, в котором происходит волшебство и существуют монстры.

Важно, чтобы родители учитывали возрастные особенности мышления детей и,  принимая их переживания всерьёз, создавали позитивный образ ночи, не внося дополнительных страхов и снижая те, что порождает фантазия ребенка. Посмотрите вместе мультфильм (например, у студии Pixar есть прелестная короткометражка “День и ночь”), придумайте совместную сказку, расскажите подробный план, что будет вечером и ночью: где ребенок  будет спать, чем займутся родители, какой сон может присниться малышу…

К вечеру все люди обычно устают, дети тем более. Но, чем младше ребёнок, тем сложнее ему осознать свою усталость, что нередко приводит к излишнему возбуждению, что повышает  вероятность ночных страхов. Важно контролировать состояние малыша и вовремя  переключить его перед сном  на более спокойное занятие.

Учитывая особенности своего ребёнка, важно внимательно подходить к выбору вечерних активностей: чтение книжки, просмотр мультфильма, общение перед сном, — эти образы могут не только повлиять на процесс засыпания ребёнка, но и “прийти” к нему в снах.

Мы рекомендуем избегать “страшилок”, историй, сказок и мультфильмов, вызывающих сильные эмоции, особенно это касается тревожных и впечатлительных детей. Лучше  сосредоточиться на добрых и приятных сюжетах,  возможно, хорошо знакомых ребёнку. Также важно заранее обсудить длительность чтения или просмотра мультфильма, количество глав или серий, чтобы окончание совместного занятия не  стало для ребёнка неприятным сюрпризом. Главное правило договорённостей — они работают только в том случае, если мы их всегда соблюдаем.

Невозможно обойти вниманием тему и тему перехода ко сну в собственной кровати ребенка. В определенный момент должна произойти  сепарация ребенка – отделение его от  родителей, осознание себя отдельной личностью. Процесс этот долгий и сложный. Первый  этап проходит примерно в 3 года, когда ребенок впервые заявляет о себе “Я”, “мое”, “мне”. В этот момент малыш начинает  ценить собственные вещи и даже ревностно их оберегать. Также в это время ребёнок уже способен переносить отсутствие значимых для него взрослых без страха, что они не вернутся.

Разумеется, у ребёнка более раннего возраста тоже есть своё место для сна, однако именно к трём годам он способен спать в своей комнате и  не искать родителей сразу после пробуждения.

Отделение ребёнка — сложный и важный процесс не только для детей, но и для родителей. Как вы сами реагируете на то, что ребёнок всеми силами стремится спать только с вами?  Готовы ли вы к его отделению? – вопросы, о которых стоит подумать пытливому и серьезному родителю. Если родитель готов «отпустить» ребенка, то как помочь ему “переехать” в свою кровать, комнату?

  • Привлекать ребёнка к оформлению спального места: вместе выбрать кровать, постельное белье, ночник. Это место должно нравиться ребенку, важно, чтобы он считал его  “своим”.
  • Вместе придумать ежевечерние ритуалы: сбор “спальных” игрушек, чтение или разговор перед сном, включение любимого ночника или лампы. Это поможет снизить тревогу,  добавив в засыпание регулярность, размеренность и порядок.
  • Находиться с ребёнком, пока он не заснёт, чтобы ему не казалось, что родители его резко бросили.

Если ребёнок проснулся ночью, чего-то испугавшись, его естественная реакция — найти родителей, ожидая от них защиты. Родители в мире ребёнка отвечают за безопасность, поэтому потребность в них увеличивается в момент стресса. Но иногда дети могут таким образом привлекать внимание, добиваться своего: хочется спать с родителями, а не у себя в комнате; хочется, чтобы пожалели, приласкали… Чтобы правильно реагировать в конкретной ситуации, важно понимать  истинные потребности ребёнка, приводящие к тому или иному поведению. Показателем реального страха является, прежде всего, сложность в переключении на другие темы, концентрация  на источнике беспокойства. В ситуации  привлечении внимания сюжеты, герои, даже сами страхи  будут меняться. И если в случае реального страха нужно разбираться с тем, почему этот образ пугает ребёнка, то в случае запроса на внимание стоит задуматься о том,  как лучше организовать общение с ним в дневное время.

Детей младшего школьного возраста (8-9 лет) и старше можно и нужно учить способам самопомощи, которые они могут использовать сами, не привлекая родителей: восстановить спокойное дыхание, найти любимую игрушку, досчитать до 10 и т.д. Важно предложить  несколько способов, которые ребёнок мог бы комбинировать и пробовать, и только в случае неудачи шёл бы будить родителей. Это не только позволит развить самостоятельность и научить ребёнка справляться со страхом в ситуациях, когда родителей нет рядом (в лагере, в гостях у родных), но и поможет взрослым  понять, действительно ребёнок боится или пытается привлечь внимание.

И, наконец, важно знать  самому и  объяснить ребёнку, что страх — естественное переживание для любого человека в любом возрасте, и сами родители  тоже не исключение. Признание страха — это не только шаг к его преодолению, но и возможность  справиться с ним, а родители всегда в этом станут поддержкой и защитой.

Автор статьи — Александра Чернышева

 

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии