Социализация ребенка. Что это и зачем?

Около двух миллионов страниц выдают поисковики по запросу «социализация» (есть даже  «социализация земли» и «социализация собаки»). Понятие действительно используется очень широко – и как щит, и как меч – и родителями, и специалистами. Все в один голос признают, что социализация необходима, точнее она все равно “происходит”. Как процесс и как результат. Но что такое «результат социализации» и каковы ее последствия? Прежде чем приспосабливать ребенка к миру при помощи детских садов, школ и других организаций, давайте разберемся, что это такое и откуда берется.

 


Термин «социализация» одним из первых ввел в оборот еще в конце XIX века  американский социолог Франклин Генри Гиддингс. Он различал несколько фундаментальных социальных процессов — оценивание, использование, характеризацию. Четвертый же, социализация, по мнению автора,  попытка приспособиться друг к другу — есть «процесс выстраивания индивидом своего социального окружения в соответствии со своими целями и интересами».


 

По сути, социализация – это процесс вхождения в новые социальные общности, и он связан с принятием правил и соблюдением границ. Семья, детский сад, школа, референтные группы, работа – у всех перечисленных институтов есть свои особенности, которые и познает человек; это как знать много разных игр и уметь в них играть.

Социализация – еще и познание себя через других. Мы постоянно получаем от своего окружения обратную связь; выбираем, что из этого учесть, а чем пренебречь. И все «агенты социализации» — родители, родственники, друзья, учителя etc. – сродни, например, штанге в спортивном зале. Тренажер, который позволяет “нарастить мышцы”.

Стоит еще сказать, что усвоение всех этих правил и ценностей приводит к их «интериоризации», т.е. они становятся частью нас,  теми «внутренними голосами», которые нас одергивают, указывают путь,  и в нужные, и в  неподходящие для этого моменты. Установки, усвоенные еще в семье, оказывают на нас огромное влияние, хотим мы того или нет. А для того, чтобы примирить противоречия, нужна гибкость мышления и поведения. Хорошо бы критично относиться к тому, что «надо», «следует», «должен», «правильно».

Давайте зададимся вопросом: а социализированы ли взрослые? Нам хотелось бы думать, что да. Ведь мы же знаем гласные и негласные правила всего на свете, у нас есть друзья, работа и семья (в которой социализируются дети). Мы проходили разные «этапы», преодолевая «кризисы». Мы знаем и помним так много всего: как надо, как не надо, что правильно, а что — нет, следует ли… Системы знаний, образцы поведения, социальные нормы и ценности, мы уверены в вас. Но разве мы не делаем ошибок, общаясь с нашими детьми, супругами и друзьями?

 


В психологической терминологии есть красивое слово «конгруэнтность», описывающее соответствие внешних проявлений внутренним состояниям. Здесь интересен пример самого Франклина Гиддингса: современники отмечали его крайнюю теоретическую и даже идеологическую нетерпимость к противникам; говорили о его расизме и антисемитизме, при этом подчеркивая большие административные возможности социолога и давление, которое он оказывал на коллег благодаря им. Конгруэнтность недостижима, если мы думаем одно, а действуем или что-то транслируем, руководствуясь другим. Борясь за светлое будущее, очень важно самим разобраться в текущем настоящем.


 

Сейчас, например,  актуален вопрос о домашнем обучении — раздаются возгласы о том, что и детский сад, и школа травмируют детей, что они получают много негативного опыта. Но опыт сложно оценить. И в конечном итоге, мы оцениваем последствия. И в наших родительских силах сделать любой опыт ребенка полезным и развивающим. Поэтому, конечно, семья – самый первый и самый, влиятельный институт социализации. Но социальные нормы, ценности и установки меняются. Это происходит прямо на наших глазах. Поэтому  хотелось бы задуматься над тем, а что мы транслируем нашим детям, что бы хотели передать и как мы влияем на них? И насколько мы сами готовы меняться на этом волнующем пути?

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии