Ворон, письменный стол и 7 букв «Р», или как опыт поездки в лагерь может помочь в условиях самоизоляции

У нас есть провокативная гипотеза: ребенок, который ездил в лагерь, успешнее адаптируется к режиму изоляции и лучше себя чувствует в процессе.

/Прим.автора: Сразу оговоримся, что мы имеем в виду не абы какой лагерь, а Лагерь, где работают профессиональные созидательные взрослые, с последовательной целостной программой и уважительным отношением ко всем участникам/

Гипотеза пока не подкреплена эмпирически, пока нет никаких научных исследований на этот счет. Однако у нас есть основания полагать, что лагерный опыт вполне может помогать в успешной адаптации к изменениям. В том числе, и к жизни в условиях вынужденной самоизоляции семьи. Как вообще появилась идея провести аналогию и сравнить, казалось бы, несравнимое? Не подумайте, что мы пытаемся натянуть сову на глобус и сравнить ворона с письменным столом. На самом деле сходств намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться.

Какой опыт получает ребенок в любом лагере, вне зависимости от тематики? Адаптация в новых условиях, принятие изменений и ограничений, проживание в условиях социального общежития, появление необходимости учиться новому и делать что-то не так, как привык. Что происходит в условиях самоизоляции? Вы и сами знаете. По сути, то же самое: изменение образа жизни, ограничение выхода «за территорию», необходимость приспосабливаться к нововведениям, новым правилам, постоянному пребыванию в коллективе, отношениям в изменившихся условиях… Разве что рядом не незнакомцы, а семья и привычные, комфортные условия: мамины вкусняшки, уютная кроватка, родные плакатики на стенах.

Ребенок, который уже ездил в лагерь, имеет уже опыт проживания таких ситуаций. А, как показывает практика и море научных исследований, если у нас уже есть какой-то опыт, то почему бы его не использовать в сходных ситуациях. Так или иначе, чадо сможет использовать свой опыт. А значит, окажется в более выигрышном положении по сравнению с теми, у кого такого опыта нет вовсе. И кстати, семьям, в которых дети ездили в лагерь, крупно повезло. Ведь можно привлечь детей как экспертов и знатоков и вместе организовать суперпродуктивную обстановку и дома, используя опыт юных товарищей, полученный в детском лагере.

Ведь что такое лагерь? Не просто место за городом или на море, не просто веселая компания и интересная программа. Лагерь – это особая развивающая среда. Именно она влияет на то, как ребенок (да и взрослый тоже) адаптируется, переживет изменения и сложные ситуации. Почему бы такую продуктивную атмосферу не создать и в домашних условиях?

Какие правила можно взять на карандаш, чтобы было всем счастье? Что такого есть в лагерной жизни, что можно смело применить в условиях самоизоляции? Мы с Ассоциацией программных лагерей /надо будет сделать название-гиперссылку на группу АПЛ/ подумали над своим опытом и постарались выбрать главное. Скорее изучайте список ниже.

/Прим.автора: А чтобы было проще запомнить, мы подобрали для каждого раздела название с буквы «Р» — чтобы получилось «Семь Эр». На смысл не влияет, но выглядит ультрамодно (наверняка, вы видели множество публикаций с названием типа «4К», «5Ш», «6Ю»…)./

1. Разумное общение, или коммуникация со смыслом

Один из гарантов мирного и безопасного пребывания в лагере – комфортная коммуникативная среда. То есть, определенные правила и нормы общения, которые, в первую очередь, задаются взрослыми. В таком случае каждый может быть уверен, что его услышат, что любую ситуацию можно разрешить, и даже конфликты решаются легче и быстрее. Уверенность в этом создает чувство безопасности. Такое ощущение, полагаем, полезно и в семейной жизни. Особенно, когда так высока степень неопределенности вокруг.

Как думаете, что стоит заложить во главу угла в «разумном общении»? Предлагаем небольшое задание:

Перед вами 5 слов. Выберите, что важнее всего для поиска общего языка друг с другом: 1) уважение 2) принятие 3) позитив 4) договоренности 5) ответственность

Вопрос, конечно, с подвохом. Разве может быть здесь неверный ответ? Вместе с тем мы рекомендуем обратить особое внимание на вариант №4. Почему? Договоренность – это метод, что мы делаем для выстраивания отношения, а остальные пункты – то, как мы это делаем. По опыту, договориться — это самый продуктивный путь решения любых ситуаций, будь то выбор занятия на день или спор из-за того, чья очередь мыть посуду.

/Прим.автора: На всякий случай, имейте в виду, что договориться – это не значит, что вы утверждаете: «С этого момента мы договариваемся, что ты…». Договоренности всегда взаимны, касаются обоих партнеров по диалогу и начинают работать, только если обе стороны с ними согласны/

Вот что мы делаем в своих лагерях для создания атмосферы эффективного взаимодействия:

Применяем авторитарный подход только в вопросах безопасности. Про все остальное можно договориться.

Даже про время отбоя или грязные носки под кроватью. Задавайте вопрос: «Как думаешь, что мы с этим можем сделать?» Просите детей самих предлагать формулировки – вы приятно удивитесь. Кстати, еще помогает, если стороны совместно сформулируют «штраф», что будет, кто-то из них нарушит договоренность. Помните, договоренности обоюдны и работают в обе стороны, а не только в сторону младшего участника.

Понимаем, что каждый имеет право на свое мнение вне зависимости от возраста, пола, взглядов.

А также право на ошибку. Оно включает признание ошибки и инициативу по исправлению ситуации. Взрослых это тоже касается.

Говорим спокойно, используем вежливые слова.

Высший пилотаж — отслеживать, зачем мы говорим именно это, именно так и именно сейчас. Это помогает избежать лишнего раздражения, становится проще аргументировать свои просьбы и, как следствие, легче договариваться. Поначалу стоит мысленно сформулировать для себя свое обращение (так сказать, проверить на соответствие ситуации), а потому уже озвучивать.

2. Рядом или вместе? Общее vs личное

Находясь нон-стоп в режиме «социального общежития», мы устаем друг от друга. Да, и в лагере так тоже бывает. И не только. Вот представьте себе космонавтов на МКС – каково им? Но космонавты от нас далеко и вообще проходили специальную подготовку, а мы тут, и жизнь нас к такому не особо готовила.

Что же делать, когда так остро не хватает личного пространства?

/Прим.автора: Учтите, личное пространство – это не только и не столько физическое место и вещи. Это возможность помолчать, подумать о своем, переключиться, побыть наедине со своими мыслями, секретами, делами/

Шлюуууууп! Или право на личное пространство.

В популярном до сих пор мультике про Масяню есть упоминание о путешествии Тура Хейердала на «Кон-Тики». Представьте: шестеро людей, на ограниченной территории плота, бок о бок, много дней подряд… Знакомая картинка. Так вот, Масяня красочно расписывает, как к основному плоту прикрепили небольшой шлюп, на котором каждый член команды мог отдохнуть от компании сотоварищей, побыть на расстоянии, насладиться одиночеством. И предлагает в квартире также назначить какое-то место таким «шлюпом», где можно при необходимости уединиться. В лагере «шлюпом» бывает прогулка, ведение дневника, беседка напротив корпуса, диванчик в холле, помещение для занятий, даже возможность сходить в душ в «неурочное» время. Подумайте, а какое место дома вы можете использовать как «шлюп» и дать друг другу немного отдохнуть?

Право на безопасность и комфорт, но не в ущерб другим.

· Даже в общем пространстве у каждого есть свои личные вещи: кружка, книжка, телефон… Самый простой способ выразить уважение на деле: сначала спросим разрешения, потом берем. Дети очень ценят такой подход к себе и дальше сами стараются следовать такому правилу.

· А в ситуациях, когда какая-то задумка таки непременно коснется окружающих (например, желание громко послушать музыку, устроить лабиринт посреди коридора или… тут фантазия не ограничена), предлагаем еще одно простое правило: предупредить и подготовить остальных. Например, уточнить по времени, когда всем будет удобно, договориться, когда это закончится, ну и, конечно, соблюдать договоренности и закончить вовремя.

Право сказать «нет». Право получить «почему».

Согласие в семье не значит, что все всё делают сразу по первой просьбе. Если вас о чем-то попросили, но вы сейчас заняты, вы имеете право отказать. Равно как и получить «нет» в ответ на свою просьбу. Однако будьте готовы аргументировать свое «нет» или предоставить аргументы в сопровождение своего отказа. Частая ситуация в лагере, уверены, будет вам знакома: например, ребенок по ушки ушел в игру, а вы его просите немедленно навести порядок в комнате. Имеет он право сказать «нет»? Что вы почувствуете, когда получите отказ? Но не торопитесь гневаться, давайте продолжим ситуацию. Вы спрашиваете «Почему?», ребенок отвечает, что ему осталось 7 минут пройти уровень, и дальше он отложит игрулю и все сделает. Больше объяснений – меньше обид.

3. Распорядок дня, или дисциплина мусс зайн

Вот уж что есть в любом-прелюбом лагере, так это режим дня. Где-то построже, где-то более вольный, но тем не менее. Зачем он нужен, помимо дисциплины и планирования обязательных дел? Заранее составленное расписание помогает еще и чередовать виды активностей, что ооооочень нужно детям. Да и взрослым. Лучший отдых – это смена деятельности, не правда ли? Неслучайно в лагере интеллектуальное сменяется физическим, творческое – организационным, а скучное и обязательное – интересным и неформальным.

/Прим. автора: Главное, помнить, что расписание – расписанием, а мы все живые люди. И обстоятельства тоже разные бывают. Поэтому все расписания, сборники правил и прочие установки – это «живая» система. Которую можно и нужно корректировать. Давайте подходить с умом: неработающее – вычеркиваем, удачное – берем на вооружение/

Что порекомендуем перенять из лагерного распорядка дня?

Ребенок охотнее участвует в том, в подготовке и планировании чего он сам принимал участие.

Привлекайте детей к обсуждению распорядка дня, просите их нарисовать расписание, красиво его оформить и вывесить в доступном всем месте (например, на холодильнике). Дети намного охотнее будут сверяться с ним, если сами внесли в него свой вклад (да, и даже подростки!). А если есть возможность отмечать, что уже выполнено, так вообще, восторгу не будет предела.

Взрослые тоже следуют распорядку дня.

Вообще, родители задают модель поведения. Если вы будете игнорировать какие-то правила или режимные моменты, непослушание детей или даже провокации (в зависимости от возраста чада) не заставят себя ждать.

Время на отдых также нужно планировать.

Включайте в расписании не только обязательные дела. Если ребенок видит перед собой только «обязаловку», его энтузиазм не будет сильно велик. Еще одно предложение – предлагать варианты видов отдыха, чтобы дети сами выбирали, чем сейчас они хотят заняться. Альтернатив не должно быть много – иначе будет сложно выбрать. Но и мало тоже. Три-четыре – в самый раз. Идеальный вариант, с которым тоже стоит поэкспериментировать: дети сами придумывают виды досуга, не только не дожидаясь, когда родители им что-то предложат, но и продумывают варианты развлечений без подключения родителей. Дети заняты, у взрослых есть время – все довольны.

4. Работа в команде.

Постоянное пребывание бок о бок в режиме 24/7 может приводить к напряженности в отношениях. Ну вы знаете лозунг «Мама, папа, я – вместе дружная семья». А если серьезно – вы в одной лодке. Вы Команда, у которой есть общие цели, правила, ценности. А о членах команды важно и нужно заботиться. В лагере такой командой может быть группа или отряд, и взрослые (кураторы, вожатые, психологи) – также неотъемлемая часть этой команды.

Какие правила командной работы в лагерях могут вам пригодиться?

«Мы» объединяет.

«У нас принято…», «Мы же все хотим одного», «Мы так похожи тем, что…» — использование таких объединяющих фраз в речи намного легче позволит решать недопонимания.

У каждого своя роль и зона ответственности

При распределении домашних обязанностей и зон ответственности учтите сильные стороны каждого. Важно, чтобы 1) дела были по силам 2) давали возможность быть успешным. Распределение, кстати, касается не только повседневной рутины (помыть посуду или загрузить стиралку), но и интересных дел, традиций, сюрпризов. Например, кто выберет фильм для вечернего киносеанса сегодня, или кто отвечает за «настолки» и следит за соблюдением правил.

Заботимся об общем пространстве

В лагерях часто есть особые места – отрядные уголки, места собрания команд. И к ним особое отношение: их украшают, оберегают, стремятся улучшать. То же касается и дома. По сути, квартира или частный дом превращаются в такого рода уголок, который является вашим фирменным семейным местом. И главное правило тут – созидание и забота. Бережное отношение не только друг к другу, но и окружению: пространству, вещам. Если коротко: грустное – обнять, грязное – убрать, скучное – украсить.

5. Ритуалы и традиции

Пожалуй, именно особые лагерные традиции подкупают сердца юных участников. Именно они создают особую атмосферу и оставляют больше всего впечатлений. Но ведь и в семье такие бывают? А может быть, у вас уже есть?

/Прим.автора: Секрет полишинеля: на самом деле, большинство лагерных ритуалов и традиций придуманы совсем не развлечения ради, а пользы для. Побудить к активности, поощрить самых-самых, собрать впечатления, понять, как будет лучше поступить дальше, объединить ребят – вот лишь самый малый перечень «польз», которые содержат в себе лагерные обычаи./

Приведем три ключевых типа лагерных традиции, которые могут вам пригодиться:

«Изюминка» дня, выходных, недели, месяца

В лагерях это, конечно, дискотека, фестиваль, выступление рок-группы, родительский день… В общем, какое-то особое событие, ожидаемое, предвкушаемое, а может, и требующее специальной подготовки. А главное, радующее всех. На примере лагеря: не все любят дискотеку (да-да, представляете?) и для таких ребят организуется свое Событие – заседание клуба настольных игр, долгожданная фотосессия или что-то еще, в зависимости от предпочтений.

Объединение, общее дело

Это какое-то регулярно повторяющееся событие, в котором участвуют все члены семьи. Может быть, это будут настольные игры? Или совместные тренировки? А может, вы любите паззлы? Или участвуете во флешмобе с воспроизведением в домашних условиях картин известных художников? Неважно, что это будет. Главное, чтобы вы совместно это делали, обменивались позитивными эмоциями и приятно проводили совместное время.

Подведение итогов дня – эмоциональное и рациональное (анализ, рефлексия)

Конечно, первое, что приходит на ум из лагерной жизни, — это вечерние огоньки или свечки. А в качестве семейной традиции — это чудесная возможность поговорить по душам, поделиться мыслями, обсудить волнения и тревоги, получить поддержку. Кто-то устраивает особый ужин при свечах, для кого-то подойдет просто уютный вечерний разговор, для кого-то – песни или сказки на ночь и объятия, когда есть возможность прошептать на ушко друг другу свои мысли.

6. Разнообразие

Как же его не хватает, особенно когда мы ограничены в возможности сменить обстановку. Те же лица, те же стены, те же виды из окна. Однако всегда есть выход, как показывает наш лагерный опыт.

Берите на заметку три наших главных приема, как победить монотонность и однообразие:

Сменяем деятельность

Про это мы уже говорили, обсуждая режим дня. Чередуйте активности. Обратите внимание, даже внутри одного типа активности (например, учеба на дистанционке) есть разные виды занятий: здесь читаем, тут записываем, там решаем и придумываем, а еще иногда и творчество требуется, еще и пообщаться с педагогами и одноклассниками надо.

Пробуем новое

В некоторых лагерях есть «дни наоборот», устраивают челленджи, флешмобы или, например, проводят мастер-классы «Борьба со скукой». Как правило, они проводятся во второй половине смены. Для чего? Конечно, чтобы разнообразить время ребят. Почему бы и вам с семьей не попробовать такое? Что можем предложить: 1) пробуйте делать то, что никогда еще не делали (причем один вечер вы с семьей обсуждаете, что это может быть для каждого, а далее пробуете). 2) устраивайте челленджи друг для друга 3) делайте привычные дела необычным способом 4) организуйте мастер-классы друг для друга. Только не говорите, что нечему учить, у каждого есть что-то, что он умеет делать лучше всех. Это необязательно должно быть что-то мегапуперсупер а-ля роботостроение или чтение мыслей на расстоянии. Все, что угодно, — рисование слоника, собирание самой высокой башни из «Лего» или приготовление блинчиков… А главное, в семье появится еще что-то, что вас всех объединяет!

Устраиваем сюрпризы

В некоторых лагерях даже есть специальный термин: «сюрпризка». Это означает что-то неожиданное и приятное, что я делаю с добрым намерением для кого-то конкретного или даже для всего коллектива. Очень добрый и действенный способ позаботиться друг о друге, почему бы не попробовать его в домашних условиях?

7. Реакция «Позитив», или поощрения за достижения

Последний в списке, но не по значимости раздел касается всевозможных бонусов и поощрений. В каждом лагере существует такая система. Даже в волшебном Хогвартсе баллы начисляли за всякие успехи и достижения. Равно как и отнимали, впрочем. А в условиях самоизоляции такая система мотивации вообще оказывается незаменимой. Ведь надо же где-то искать ресурсы и желание, чтобы начать что-то делать?

/Прим.автора: Прокрастинация, или постоянное откладывание важных дел, – главный бич вынужденных «каникул». Так говорят и наши, и американские, и европейские психологи./

Что из опыта лагерей может помочь найти вдохновение и желание начать что-то делать?

Ценность вклада каждого

Правильная похвала – залог успеха. Часто мы принимаем как должное многие вещи: ребенок без напоминаний пошел чистить зубы, мама приготовила любимую пасту, папа починил полочку в ванной… Ведь, вроде как, это же обязанности? Однако секрет в том, чтобы замечать не только особые выдающиеся заслуги, но и повседневный вклад. Говорите комплименты, выражайте благодарность друг другу. Удивительно, сколько может измениться от пары добрых слов.

Чек-лист «Пятилетка за три дня»

Иногда в лагерях устраиваются соревнования. Каждый ребенок получает список заданий, которые ему нужно выполнить в течение часа/дня/недели. И по мере выполнения этих заданий он отмечает, что из этого списка он уже успел сделать. Главная соль в том, чтобы отмечать / вычеркивать / зачеркивать. Сама по себе отметка о выполнении дает невероятный эффект: по такому списку делается раза в два больше, чем если бы эти дела держали в голове. Рекомендуем попробовать на домашних делах, работе или уроках.

Накопление бонусов (жетонов, баллов…)

Хит практически всех лагерей – бонусная система. По-научному, жетонная система вознаграждения. За проявления инициативы, выполнение обязательств, хорошие поступки дети зарабатывают баллы или лагерную «валюту». Ёлкостерлинги, драгоценные камни, бонусы силы, репутация, ликурий – любые «плюшки» в меру фантазии организаторов. А смысл прост: так мы наглядно показываем путь движения к цели. Заработал определенное количество баллов – получай награду. Главное, продумать четкую и понятную систему вознаграждения, сколько баллов за что вы даете. И как будете отмечать (например, на именном листе наклеиваете смайлики или рисуете отметки). За что – тут уж на ваше усмотрение. Хоть чистота, хоть учеба, хоть домашние обязанности. Обсудите совместно, какая награда будет по итогу, и дерзайте!

На этом пока ставим запятую в нашем списке. Честно говоря, по каждому из разделов еще есть, что добавить. А сколько примеров осталось «за скобками»… Мы будем рады, если хотя бы часть наших идей будет вам полезна. Кстати, если вы или ваши дети вспомните что-то еще, то обязательно пишите в комментариях.

Всем добра и продуктивной домашней атмосферы!

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии

Наш сайт использует cookie-файлы, а также собирает данные об IP-адресе и местоположении с целью предоставления наиболее корректной информации для вас.
Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.